Sidebar

Основное меню

08
Сб, авг

Во имя Отца и Сына и Святого Духа!


Когда Христос произнес свою первую проповедь в иудейской синагоге, Он сказал: «Дух Господень на Мне и Он послал Меня… проповедовать Лето Господне благоприятное» (Лк. 4:18-19). Если пришествие Христово – это Лето Господне, то события сегодняшнего праздника поистине можно назвать Господней весной.

Весна – предвестница лета. Еще лежит снег, но уже тепло. Еще нет листьев, но почки наполняются соком. Это состояние – «еще не, но уже вот-вот». Еще не произошло Боговоплощение, но уже появилась на свет Та, Которая может стать новым Ковчегом, ковчегом Божественного спасения.

Некогда св. пророк Иезекииль изрек, что наступит время, когда в Иерусалимский храм через закрытые врата войдет Господь вседержитель, и священники, совершающие положенное по Закону, выйдут ему навстречу, и тогда Он воцарится на престоле Храма Своего.

С тех пор минуло много десятилетий истории израильского народа, многие и многие разы первосвященники входили в храм Бога вышнего, но пророчество оставалось бесплодно. И вот наступает момент, когда совершается, как мы пели в тропаре и кондаке праздника, «человеков спасения проповедание», «Пречистый храм Спасов… вводится в Дом Господень, благодать совводящи». Пречистая Дева приходит ко грубым ступеням каменного ветхозаветного храма, чтобы стать живым храмом Нового Завета. И Она несет в Себе благодать Живого Бога, несет ее навстречу всему человеческому роду, приносит ее к подножию Иерусалимского храма. И чтобы понять, что же произойдет дальше, давайте мысленно войдем во Святая Святых и посмотрим на все глазами святого Захарии, участника этих событий.

«Се, стою у двери и стучу: если кто услышит голос Мой и отворит дверь, войду к нему и буду вечерять с ним» (Откр. 3:20). Когда Господь касается Своей благодатью сердца какого-то человека, это неминуемо ставит нас перед трудным выбором: или выйти из мрачных подвалов нашего греха на встречу свету Божественной святости, или остаться там, и окончательно погрузиться во мрак. Перед таким же выбором предстал и Захария.

Святой Дух призвал Его на совершение дела Божия – он должен был выйти навстречу Пречистой Деве и возвести Царицу небесную на подобающий Ей престол. Как поступить? Одной стороны – Закон, обряд, традиция – все это указывает на то, что есть Святое Святых, где нет места женщине, и есть Ковчег Завета и это самое важное, что может быть на земле; с другой стороны – сердечное извещение, настойчивый внутренний призыв совершить дело Божие, влекущий Захарию отвернуться от всего, как кажется, самого святого, что могло быть для иудея. Альтернативы нет: «Никто не вливает молодого вина в мехи ветхие, иначе молодое вино прорвет мехи и вино вытечет» (Мк. 2:22). Или мехи иудейской обыденности, или молодое вино благодати, явленное в Пречистой Деве. И Захария делает этот шаг – мужественный и безумный, с точки зрения иудея – он отворачивается от Ковчега Ветхого Завета, чтобы выйти навстречу Ковчегу новозаветному. Как некогда Давид с песнями и плясками встречал древний Ковчег в Иерусалиме, так теперь исполненный духовной радости Захария встречает юную Деву и вводит Ее во Святое Святых. Человечество делает решительный шаг от Ветхого Завета к Новому: от буквы к благодати, от наказания к спасению, от жертвы к милости, от иудейской пасхи ко Христу, нашему упованию.

Вот об этом, в том числе, сегодняшний праздник, о том, что каждый из нас всегда решает, что для него важнее в этой жизни – мужественно следовать воле Божией, даже если приходится отказаться от привычного и удобного или уснуть в трясине привычки.

Но неужели это значит, что мы должны отвернуться от Предания, от традиции, обрядов и чинопоследований, какие нам предлагает Церковь и только ждать, когда благодать придет к нам и поведет нас за собой? Нет! И этому тоже учит нас сегодня Церковь, ведь Пресвятая Дева не просто так приходит в тот самый Иерусалимский храм, в место, освященное традицией, жертвоприношениями и обрядами. Она приходит туда потому, что это место было избрано Самим Господом, как место встречи всякого верующего с Богом. Она приходит туда и входит во Святая Святых и в этом ее присутствии в самом сердце Иерусалимского храма соединяются воедино удивительным образом благодать и традиция и уже нет никакого противоречия между ними.

Поэтому молимся ли мы, присутствуем ли в храме, ухаживаем за стариками, подаем ли милостыню, проповедуем ли или читаем Священное Писание – во всем этом мы должны искать святости Божией, желать встречи с возлюбленным Господом, наполниться Его благодатью. Иначе все это будет лишь тенями на стенах наших тускло освященных подвалов, в которые мы спрятались от Бога, иначе двери нашей души останутся затворенным, и Пречистая Дева не войдет в них. Но если мы выйдем навстречу Богу, то подобно Захарии, обретем в душе нашей исполнение закона и пророков.


Аминь!

------------------------------------------

cтудент 4 курса

священник Алексий Ильин